Важное РАЗЪЯСНЕНИЕ Союза инженеров-сметчиков от 30.10.2019 г. № РС-ПГ-175/19

В целях учета специфики отношений, складывающихся в сфере строительства, при применении законодательства Российской Федерации о контрактной системе, с учетом положений градостроительного законодательства, Союз инженеров-сметчиков

РАЗЪЯСНЯЕТ:

1. Под понятием «ВИД ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО КОНТРАКТУ» следует понимать совокупность технологически связанных между собой основных и вспомогательных операций, работ и затрат, необходимых для реализации в процессе исполнения контракта технических и иных решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства или его части (конструктивного решения (элемента, конструкции), и обособленных в отдельные затраты как минимум по одной позиции в сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, или в сформированной на ее основе смете контракта.

Степень детализации (группировки) работ и затрат определяется заказчиком исходя из архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, в зависимости от условий контракта и специфических особенностей объекта закупки, а также приемки выполненных работ.

2. В понятие «ИЗМЕНЕНИЕ ВИДОВ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО КОНТРАКТУ» может включаться:

  • изменение предусмотренных контрактом видов работ и (или) замена одних видов работ на другие в случаях, когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ для достижения, предусмотренного контрактом результата (предмета контракта), в том числе в результате уточнения проектных решений в процессе исполнения контракта и разработки рабочей документации, или внесения изменений в проектную документацию заказчиком;
  • необходимость производства (выполнения) дополнительных видов работ, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации и смете, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (с учетом положений норм статьи 743 ГК РФ). При этом должна быть учтена возможность их производства (выполнения) за счет и в пределах лимита средств на непредвиденные расходы и затраты без изменения цены контракта и в соответствии с условиями контракта.

3. Изменение видов выполняемых работ по контракту, в том числе включение
дополнительных видов работ не должны приводить к изменению предмета закупки (контракта) или выполнению работ, которые являются самостоятельными по отношению к видам работ, на которые стороны заключили контракт или являющиеся самостоятельным объектом строительства, в связи с чем для их выполнения требуется размещение заказа в установленном действующим законодательством порядке.

4. В части оснований согласно подпункта «в» пункта 1 части 1 ст. 95 (пп. «в» введен Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ) установленное ограничение «НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ДЕСЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ЦЕНЫ КОНТРАКТА» с 1 июля 2019 года относится к общей цене контракта, а не к отдельным видам работ (позициям сметы). Соответственно отдельные объемы и виды работ могут изменяться (увеличиваться или уменьшаться) на величины более десяти процентов, но только при условии, что общая цена контракта не изменяется более чем на десять процентов.

Разъяснение выпущено в дополнении к письмам Союза инженеров-сметчиков

— от 06.05.2019 г. № РС-ПГ-140/19 «Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— от 19.07.2019 г. № РС-ПГ-151/19 «О применении отдельных положений статьи 95 «Изменение, расторжение контракта» Закона № 44-ФЗ о Контрактной системе в части изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству»;

— от 26.08.2019 г. № РС-ПГ-160/19 «О возможности изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, заключенного до 1 июля 2019 года, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в соответствии с пунктами 1, 8, 9 и 10 части 1. ст. 95 Закона о контрактной системе 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ».

Президент Союза
П.В. Горячкин